Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации города Ливны
МБДОУ детский сад № 17 г.Ливны
OBR57.ru

Доступная среда

       

 О доступности образовательных услуг для детей инвалидов и детей с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ("ребенок с ОВЗ") - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус «ребенок с ОВЗ» в дошкольном возрасте дает следующие права:
*  Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
*  Право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
*  Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной образовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.
*  Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

о специально оборудованных учебных кабинетах

групповое помещение, спортивный  зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога- психолога (ровный пол)

о приспособленных объектах для проведения практических занятий
  •  центры воды и песка;
  •  уголок науки, куда входят уголок природы и “мини-лаборатория” для детского экспериментирования;
  • уголок строительно – конструктивных игр с набором конструкторов, схем;
  •  уголок трудовой деятельности;
  •  уголок для изобразительной деятельности и другие уголки
о приспособленной(ых) библиотеке(ах) уголки книги в группах и детская библиотека 
о специальных объектах спорта
  • спортивный  зал;
  •  спортивная площадка;
  • в групповых созданы «Спортивные уголки»
о приспособленных средствах обучения и воспитания

В учреждении используются средства обучения и воспитания:

  • печатныеучебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.); 
  • визуальные (зрительные) -  таблицы;  карты; картины; портреты;   натуральные объекты; модели, муляжи;  лабораторное оборудование
  • механические визуальные приборы - лупы
  • аудиальные (слуховые) -   магнитофоны;  музыкальный центр;
  • средства автоматизирующие процесс оучения - ноутбук, мультимедийное оборудование;
  • словесные - энциклопедии;  художественная литература, словари другая необходимая литература.
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

для детей-инвалидов и детей с ОВЗ доступны: групповые помещения, спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога (ровный  пол)

о специальных условиях питания Специальные условия питания не предусмотрены.
о специальных условиях охраны здоровья

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированные образовательные программы.

В ДОУ  имеется медицинский кабинет и изолятор.  В штате учреждения – 2 старших медицинских сестры. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с БУ ОО «Детская поликлиника», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры), вакцинация.

Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

о  приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ

 

На основании  федерального закона РФ  "Об образовании в Российской Федерации" доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение дошкольниками информации необразовательного характера. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 

В учреждении имеется  ноутбук для проведения занятий, для песочной терапии (стол с подсветкой «Песочная анимация», кинетический песок, фигурки диких и домашних животных, «Семья»); набор логопедических зондов; пособие для развития фонематического слуха, для развития речевого дыхания «Шарик», «Ветрячок»; настольный кукольный театр (3 вида); пособия «Учусь говорить», «Картинки-половинки», «Болтовая мозаика», шнуровки, дидактические пособия «Деревня», «Мальчишки и девчонки», «Эмоции» и др.

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате  ______________________________
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с органиченными  возможностями здоровья  ______________________________

     Инклюзивное образование —это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 
     Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
      Задачи инклюзивного образования:

  1. Создать  условия для  совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками  в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
  2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
  3. Способствовать формированию  у всех участников образовательного процесса толерантного  отношения  к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
     Все педагоги прошли курсовую подготовку по программе «ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023» 
     Учитель-логопед прошли курсовую подготовку по программе   «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в  2023 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), дополнительное образование: Профессиональная переподготовка: ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" "Теория и практика специального образования",  логопедия, 2017 г..
     Учитель-дефектолог прошла курсовую подготовку по программе «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в  2023 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"), образование: Орел ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет" 2011 г. педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

    Педагог-психолог прошла курсовую подготовку по программе  «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» в  2020 г. (БУ ОО ДПО "Институт развития образования"). ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева 2018 г., Пихолого-педагогическое образвание.

Тьютор: образование БПОУ Орловской области "Болховский педагогический колледж" 2023, дополнительное образование: профессиональная переподготовка ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки "Луч знаний" 2023 г, тьютор 

Модель профессиональной взаимосвязи специалистов ДОУ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми; повышает уровень психологической компетенции педагогов ДОУ; проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед: диагностирует уровень развития речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогов и родителей.

Учитель-дефектолог: занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.

Музыкальный руководитель: осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Тьютор: .педагогическое сопровождение, оказание непосредственной и необходимой помощи детям ОВЗ и инвалидам в течение всего дня.

Воспитатель: проводит занятия по различным видам деятельности, организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей по вопросам воспитания.
    Образовательная деятельность с воспитанниками с ОВЗ осуществляется по Адаптированной  образовательной программе, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире:

Федеральные документы:

Загруженные документы

Информация об обеспечении возможности получения образования детьми инвалидами и детьми с ОВЗ в МБДОУ детский сад № 17
Просмотр
Скачать
Обеспечение доступа в здание МБДОУ детский сад № 17 инвалидов и лиц с ОВЗ
Просмотр
Скачать
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ детский сад № 17
Просмотр
Скачать
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.